КГУ Карагандинский профессионально-технический колледж перешел на дистанционную образовательную технологию с 16 марта 2020 года в целях исполнения приказа Управления образования Карагандинской области №145 от 13 марта 2020 года «О недопущении распространения короновирусной инфекции в учреждениях образования на период пандемии».
Основным вопросом на первом этапе внедрения дистанционного обучения стал выбор платформы для быстрого развертывания ДОТ. Внимание акцентировалось на многих факторах: возможность быстрого импортирования базы студентов и педагогического состава в платформу, возможность добавления дисциплин, формирования групп, добавления учебных материалов, осуществление обратной связи со студентами, создание тестов и т.п.
Рассматривая несколько вариантов дистанционных образовательных платформ, администрацией колледжа было принято решение использовать в качестве основы расширяемую систему «Бiлiмал. Электронды колледж» от компании ЦИТ «Өрлеу».
Почему был сделан такой выбор? С 2017 года Карагандинский профессионально-технический колледж входит в состав пилотных колледжей, в которых внедряется платформа Электронный колледж. На момент перехода к дистанционному обучению в платформе уже присутствовал весь студенческий и педагогический состав, была проведена работа по формированию учебных групп. Таким образом, основная работа по созданию базы педагогов и обучаемых была уже создана.
Платформа имеет весь необходимый функционал который позволяет создавать информативные уроки с осуществлением обратной связи, не используя сторонние программные продукты. Имеется возможность создания библиотеки дидактических материалов, тестовой базы с автоматической оценкой ответов, индивидуальный подход к оценке студентов с ООП в инклюзивных группах, выдача заданий студентам с получением прикрепленных ответов, возможность проведения онлайн уроков и многое другое. Так же немаловажными преимуществами перед другими платформами было предоставление неограниченного пространства для хранения материалов преподавателей и студентов, возможность работать с платформой с любых устройств (ПК, ноутбук, планшет, смартфон).
Второй шаг внедрения ДОТ – актуализация данных студентов и педагогического состава и мониторинг наличия технических возможностей работы с платформой. Перепроверялась возможность входа в платформу каждого студента и преподавателя колледжа. Результат второго этапа – все студенты и преподаватели оснащены техническими средствами обучения и имеют корректный вход в систему.
Третий шаг – разработка методических рекомендаций для преподавателей по формированию уроков. Для педагогов было проведено обучение по работе с платформой, выданы инструкции по работе с отдельными модулями платформы, а так же рекомендации по наполнению и содержанию уроков, разработанные учебной частью колледжа.
В колледже выстроен следующий алгоритм работы по ДОТ:
- Создание преподавателем мероприятия (урока) на календарный день согласно расписанию. Мероприятие обязательно должно содержать: развернутый учебный материал/презентацию для студента, контроль знаний изученного материала в виде выполнения теста или контрольного/практического задания, обратная связь для ответов на вопросы студентов.
- Студент в течение дня заходит в личный кабинет в котором отображаются все учебные материалы и контроль знаний согласно учебного расписания. Посредством вебинара или сообщениями ведется отработка непонятных для студента моментов. Студент должен ответить на все тесты или задания, предоставленные ему преподавателями.
- В конце мероприятия, преподаватель формирует и выводит ведомость оценок согласно результатам ответов студентов.
- Все ведомости в электронной форме собираются преподавателями для отчетности проведенных мероприятий, а так же передаются в учебную часть для анализа и свода.
Аналогично проводится работа мастеров производственного обучения при формировании заданий по производственном обучению. В качестве контроля даются задания, после выполнения которых студенты отправляют результаты выполненных работ.
На сегодняшний день все уроки создаются на сутки, для того чтобы студенты успевали осваивать учебный материал, выполнить домашнее задание, и содержат в себе: основной дидактический материал или инструкционные карты, видеоконтент, дополнительные материалы на усмотрение педагога, тесты на закрепление и контроль пройденного материала, задания для самостоятельной работы с предоставлением отчетности о выполнении задания. Таким образом, каждый изучаемый студентом учебный материал , оценивается преподавателем и анализируется его усвоение студентом. В случаях, когда требуется дополнительное разъяснение или работа над ошибками, преподавателями создаются и проводятся дополнительные мероприятия, основанные на видеоконференции или дополнительных заданиях.
Таким же образом формируются и классные часы. Заместителем директора по воспитательной работе ведется отбор качественного материала для классного часа, проводятся различные дистанционные конкурсы.
В целях контроля качества образовательного процесса учебной частью ведется ежедневный мониторинг формирования учебных занятий согласно расписания, предоставление учебного материала, а так же % качества знаний студентов. Между преподавателями, мастерами производственного обучения и кураторами групп ведется совместная работа по вовлечению и контролю студентов в учебный процесс. Таким образом, находясь в постоянной взаимосвязи студент – преподаватель – куратор – учебная часть, достигается слаженная работа коллектива колледжа по проведению дистанционного обучения.